KPI & Balanced Scorecard

Ключевые показатели эффективности и сбалансированная система показателей

Petrobras

Petrobras, S.A. – государственная нефтегазовая корпорация Бразилии Petroleo Brasileiro, или Petrobras основана в октябре 1953 года.

На сегодняшний день Petrobras является бразильским монополистом в области добычи и переработки нефти. Petrobras – седьмая в мире по величине нефтегазовая компания с ежегодным доходом превышающим 30 млн. долларов. Штат компании составляет 50 000 сотрудников.

В 2001 году руководство Petrobras было заинтересовано в осуществлении кардинальных изменений внутри системы управления компанией для повышения эффективности ее работы и построения организации, ориентированной на стратегию. На тот момент в структуру компании входили 82 бизнес-подразделения.

Топ-менеджмент Petrobras принял решение использовать Сбалансированную систему показателей (ССП)  для реорганизации компании и обратился за помощью к консультантам BSCol и Symnetics (аффилированной компании BSCol в Латинской Америке).

Временные рамки были ограничены. В довольно сжатые сроки необходимо было не только внедрить систему ССП, но и увидеть конкретные результаты ее практической работы.   

Внедрение ССП осуществлялось специалистами латиноамериканской компании Symnetics в период с августа 2001 по октябрь 2002 (в общей сложности 15 месяцев). За это время для Petrobras было разработано 86 стратегических карт и наборов показателей для различных подразделений.

В процессе построения организации ориентированной на стратегию и внедрения ССП применялись современные высокотехнологичные решения (BSC Online Design Center, eRoom, BSC software, Hyperion).

Инструмент eRoom представлял собой виртуальное пространство для общения, созданное с целью определения и разработки стратегических мероприятий.  

Для Petrobras был также создан своего рода «командный пункт» (war room), позволивший производить оперативную обработку и анализ информации в режиме реального времени.  

В условиях большого количества вовлеченных в проект сотрудников и обширного географического охвата компании, ключевым техническим решением разработки стратегических карт и ССП стал BSC Online Design Center – единое информационное пространство разработки ССП, которое позволил быстро и эффективно смоделировать 86 стратегических карт и наборов показателей.

На сегодняшний день Petrobras продолжает использовать BSCol Online Design Center для ежегодного обновления своей стратегии, ускоряя, тем самым, процесс стратегического планирования и пересмотра ССП.

Благодаря использованию этих решений Petrobras удалось снизить стоимость проекта в среднем на 50%, а также значительно ускорить сроки внедрения ССП, что было существенно для компании такого уровня.

Импульс, который получила компания благодаря использованию ССП, позволил сотрудникам Petrobras за незначительный промежуток времени сконцентрировать свое внимание на основном моменте – исполнении стратегии компании.

За четыре года успешного использования ССП компания Petrobras значительно улучшила основные показатели деятельности. Например, консолидированный чистый доход компании вырос в три раза. Сбалансированная система показателей (The Balanced Scorecard) – стала основой управления внутри компании.

 

Восемьдесят шесть карт за 15 месяцев

 

Руководители крупнейших организаций хорошо знают, что введение изменений быстрыми темпами подобно попытке повернуть авианосец на 90 градусов. Но скорость очень важна и промедление недопустимо. Руководители гигантской бразильской государственной нефтегазовой компании Петробас понимали, что им нужен радикальный подход, чтобы внедрить ССП в установленный срок 5 кварталов. В первую очередь были использованы 4 инструмента:BSCOnlineDesignCenter, виртуальное пространство для встреч, специальное программное обеспечение ССП, а также «военная комната» - чтобы привести в жизнь свои амбициозные планы по внедрению ССП.

Для такой крупной компании 15 месяцев на внедрение ССП – невероятно маленький срок.

Руководство компании хотело изменить порядки управления, принятые внутри фирмы, но не хотело затрачивать на это годы. Требовалось внедрить ССП быстро, чтобы в скором времени ощутить результаты. Как полагают руководители Петробас, высокая технологичность процессов явилась главным стимулом для ускорения внедрения системы. 

В первую очередь Петробас обратилась к онлайн-центру разработки ССП, чтобы управлять конструкцией из 86-ти стратегических карт. Были предоставлены специальные шаблоны и электронные помощники, которые помогали организации пройти через построение и каскадирование ССП. Кроме того, менеджеры имели возможность наблюдать прогресс внедрения каждой карты одновременно, получать информацию о любом департаменте, которого касались изменения. Высшее руководство имело единый информационный ресурс с контролируемыми уровнями доступа к содержимому на протяжении развития процесса внедрения ССП.

Для выбора показателей были разработаны специальные дискуссионные онлайн-форумы, в которых принимали участие большое количество менеджеров.

Для разработки стратегических инициатив была создана электронная комната – защищенное виртуальное пространство, которое могло видоизменяться в зависимости от конкретной задачи или проекта. Она служила для создания и продвижения руководящими лицами различных инициатив. Благодаря е-комнате, сотрудники компании по всему миру получали постоянно обновляемую информацию о тех или иных инициативах.

Благодаря программному обеспечению Hyperion, a Balanced Scorecard Collaborative Certified Software™  стало возможно собирать всю информацию о ССП из центра разработки и экспортировать ее в программное обеспечение ССП компании. Также с помощью этой программы стал возможен перенос и управление информацией из баз данных компании.

Для проведения мониторинга и анализа всех аспектов внедрения системы, в главном здании компании была построена «военная комната» для высшего руководства, оснащенная по последнему слову техники. С помощью специального оснащения команда руководителей может осуществлять процесс анализа целей и измерения всей поступающей информации в реальном времени.

Также были введены специальные электронные ручные устройства, с помощью которых можно получать необходимую специфическую информацию, находясь вне офиса.

Таким образом, технологическая оснащенность позволила заметно снизить временные затраты на внедрение ССП в компании.