Интеграция ССП в систему управления подразумевает привязку к стратегии таких систем как бюджетирование и мотивация персонала. ССП может послужить сбалансированной структурирующей основой для всех подсистем управления, и переориентации их на стратегию.
В общем виде все системы управления взаимодействуют с ССП по следующим каналам:
- Каждая из подсистем вносит свой вклад в реализацию стратегии;
- Каждая из систем управления должна быть адаптирована (выровнена) под внедряемую стратегию;
- Каждая из систем управления может служить источником информации для ССП (в том числе и для других систем).
Ниже в таблице приведены способы взаимодействия сбалансированной системы показателей и других подсистем управления.
Подсистема управления |
Ориентация подсистемы управления на стратегию |
ССП использует подсистему |
Подсистема использует ССП |
Потенциальные конфликты совместного использования подсистем |
Корпоративное управление |
1. Совет Директоров (СД) утверждает стратегию, разработанную топ-менеджерами;
2. СД контролирует выполнение стратегии;
3. СД сам работает эффективно в интересах выполнения стратегии предприятия. |
1. В основу стратегии предприятия заложены идеи акционеров компании, проводящиеся Советом директоров;
2. Иногда акционеры могут влиять на перспективы на стратегической карте.
|
1. Утверждаемая стратегия может быть представлена в формате ССП;
2. Ежеквартально может производиться оценка деятельности предприятия на основе ССП;
3. СД может использовать ССП для оценки своей собственной работы. |
1. Очень тяжело структурировать и контролировать работы самого СД (пример: Enron). |
Внешняя финансовая отчетность |
1. Внешняя отчетность: раскрытие не только финансовой информации о деятельности предприятия, но и важной информации о реализации стратегии. |
1. Часть показателей ССП корпорации может быть взято из финансовой отчетности. |
1. ССП (или ее часть) может включаться в финансовую отчетность. |
1. Часть информации ССП может быть секретна и не предназначена для широкого распространения. |
Стратегическое управление |
1. Компания имеет процедуры:
|
1. Стратегическая карта и показатели формируются на основе стратегии предприятия. |
1. ССП – инструмент реализации стратегии.
2. Перспективы ССП могут использоваться для структруризации разработки стратегии (например, стратегический бизнес-план). |
1. Предприятие может не иметь стратегию;
2. Стратегия может быть краткосрочной (а срок внедрения ССП – несколько месяцев);
3. Стратегия может быть шире, чем стратегическая карта;
4. ССП – это не набор показателей, а инструмент ориентации предприятия на стратегию;
5. ССП требует постоянного пересмотра вслед за изменением стратегии. |
Управленческий учет и отчетность |
1. Учет - система сбора и обработки информации для принятия стратегических решений. |
1. ССП использует данные управленческого учета для поиска фактических значений. |
1. ССП может дать структуру для системы отчетности и учетных процедур;
2. ССП может существенно сократить количество отчетов, оставив только самые нужные для выполнения стратегии. |
1. Во многих предприятиях учет не дает информации более, чем для 30% показателей;
2. ССП может потребовать очень дорогих методов учета и отчетности. |
Система бюджетирования |
1. Ресурсы предприятия распределяются на основе стратегии;
2. Не финансируются проекты, не существенные с точки зрения стратегии. |
1. ССП использует данные бюджетирования для установления целевых значений;
2. ССП использует финансово-экономические модели для проверки реализуемости и баланса ряда показателей;
3. ССП может использовать инфраструктуру бюджетирования для своих процедур (бюджетный комитет) для определения целевых значений и выбора инициатив по их достижению, а также баланса в методах достижения стратегии. |
1. Бюджетирование использует целевые показатели ССП как основу для формирования бюджета;
2. Инвестиционные бюджет (а иногда и оперативные бюджеты) могут быть сгруппированы по целям и показателям;
3. ССП задает основу для приоритетности включения бюджетных заявок в бюджет. |
1. Не на все инициативы хватает ресурсов предприятия, поэтому бюджет может оказать "отрезвляющее" воздействие на ССП. |
Система мотивации |
1. Персонал мотивирован на достижение стратегии и рассматривает стратегию как свою ежедневную работу. |
1. Определение многих показателей происходит именно с оглядкой на мотивацию. |
1. Зарплата может быть привязана к значениям показателей;
2. ССП нужно использовать и для нематериальной мотивации (большая экономическая игра). |
1. ССП без привязки к системе мотивации часто не работает;
2. Нельзя ориентировать только на достижение стратегических задач, а также не всех нужно ориентировать на достижение стратегии;
3. Со временем часто наблюдается деградация показателей. |
Оргдизайн |
В организации должны быть распределены стратегические функции и ответственность за их выполнение.
|
1. Желательно, чтобы каждый показатель ССП имел своего ответственного. |
1. ССП может использоваться для определения стратегических функций и ответственности (внесение соответствующих пунктов в должностную инструкцию). |
1. ССП может породить конфликт между оперативными и стратегическими задачами;
2. Не всех нужно ориентировать на стратегию. |
Управление персоналом: Организационная культура |
1. Современная концепция управления уделяет много внимания командной работе и делегированию полномочий;
2. Выполнение стратегии может потребовать наличия определенных характеристик и шаблонов поведения сотрудников и организации в целом.
|
1. Цели стратегической карты в перспективе "Обучение и рост" формируются на основе видения желаемых изменений в организационной культуре. |
1..Процесс разработки ССП и выполнения – командная работа;
2. Для некоторых подчиненных задачи можно ставить в формате ССП (делегировать полномочия с помощью целей, показателей и значений);
3. ССП может помочь в формальном подходе к внедрению характеристик в поведение персонала. |
1. Не всегда удается организовать командную работу;
2. Не всем можно делегировать полномочия;
3. Внедрение ССП вызывает новые шаблоны поведения персонала (в первую очередь ориентацию на результат, и даже, скорее, на показатели, что не всегда хорошо для компании);
4. ССП может встретить серьезное сопротивление со стороны сотрудников предприятия. |
Система управления персоналом: Развитие компетенций |
1. Организация развивает компетенции, необходимые для реализации ее стратегии. |
1. Для ССП необходимо развитие навыков стратегического планирования. |
1. ССП может помочь определить, какие стратегические компетенции необходимы для организации, а также расставить приоритеты в их развитии. |
1. Затраты на подготовку стратегических компетенций высоки, и организация может не выделить необходимых ресурсов для их развития. |
Система управления персоналом: Внутренний PR |
1. Сотрудники должны знать свою стратегию и свою роль в ее исполнении. |
1. Выдающиеся достижения показателей могут активно использоваться в пропаганде хорошей работы. |
1. Стратегические карты – способ коммуникации корпоративной стратегии, а показатели – ее реализации. |
1. Часть стратегии может быть секретной, поэтому не вся стратегия может активно раскрываться. |
Оперативное управление (совещания) |
1. Оперативное управление ориентировано на реализацию стратегии. |
1. Для ССП необходимы совещания для установки целей и контроля за их выполнением, а также поиска инициатив достижения целей. |
1. Ежемесячные (или ежеквартальные) совещания руководства, посвященные развитию предприятия, могут быть структурированы на основе ССП. |
1. Неправильно организованные совещания и подготовка к ним могут занимать очень много времени. |
Информационные технологии |
1. Информация о стратегии и ее реализации должна быть;
2. Развитие информационных ресурсов предприятия должно быть ориентировано на его корпоративную стратегию. |
1. ССП должна быть автоматизирована;
2. Фактические и целевые значения могут рассчитываться из других автоматизированных систем.
|
1. ССП может быть реализацией "мечты руководителя" (инструмент стратегического контроля за деятельностью всего предприятия "на одном экране").
|
1. Сложно, долго и затратно организовывать связи между системой автоматизации ССП и другими автоматизированными системами. |
Система менеджмента качества (ISO 9000) |
1. Ориентация на качество подразумевает не только обеспечение высокого качества продукции, но и всех выполняемых бизнес-процессов. |
1. ССП может использовать регламентирующие документы СМК;
2. Показатели качества могут войти в перспективы "Внутренние бизнес-процессы";
3. СМК может стать подсистемой ССП. |
1. СМК может включать ССП в качестве подсистемы (альтернативный вариант). |
1. Обе системы – комплексные со своей логикой функционирования и требуют согласования регламентов;
2. Идеологически СМК ориентирована на фиксирование процессов, а ССП больше на их развитие, поэтому обоим системам надо найти правильное позиционирование на предприятии. |
Оперативное управление функциональными службами |
1. Бизнес-процессы компании должны соответствовать ее стратегии. Изменения (улучшения) бизнес-процессов должны соответствовать ее стратегии. |
1. Система управленческого учета и отчетности, а также автоматизированные системы являются поставщиками информации для ССП. |
1. Взаимодействие с функциональными службами производится через все предыдущие подсистемы, но более всего через систему оперативного управления и систему управленческого учета. |
1. Возможен конфликт между реформируемыми в соответствии со стратегией функциональными подразделениями. |