Данилин Олег
Журнал "Управление компанией"
Раздел 1. Стратегия и тактика предприятия
Раздел 2. Новые инструменты управления
Раздел 3. Внедрение системы KPI (часть 1)
Раздел 3. Внедрение системы KPI (часть 2)
Раздел 4. Примеры структур системы показателей
ПРИМЕРЫ СТРУКТУР СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Структура системы KPI зависит от индустриальной специфики предприятия и от задач структурного подразделения. В качестве иллюстрации рассмотрим несколько примеров:
Пример 1. Нефтедобывающее предприятие.
Структурное подразделение: Цех капитального ремонта скважин (КРС).
Для нефтедобывающего предприятия стратегической задачей является повышение уровня добычи нефти, что выражается в приросте добычи (дебет скважин), сокращении потерь при добыче и снижении себестоимости нефти. Поэтому для цеха КРС устанавливаются KPI, которые имеют не только непосредственное отношение к стратегическим задачам компании в целом, но и отражают специфику конкретного подразделения. В процессе проведения капитального ремонта скважина "консервируется", соответственно время простоя определяет издержки упущенных возможностей по добыче. Производственная эффективность подземного ремонта определяется приростом дебета в тоннах на скважину, а экономическая эффективность - в удельной стоимости каждой тонны прироста дебета как отношение стоимости ремонта к тоннам прироста дебета.
Соответственно для данного подразделения KPI могут иметь следующую структуру:
- Общее количество дней простоя скважин (определяет издержки упущенных возможностей).
- Средняя продолжительность ремонта (соотношение факт - план).
- Удельная стоимость каждой тонны прироста дебета (соотношение факт - план).
- Количество ремонтов (соотношение факт - план).
- Средние затраты на ремонт одной скважины (соотношение факт - план).
Данная структура KPI, связанная с системой вознаграждения (премирования) работников, стимулирует их к сокращению времени простоя скважин и продолжительности ремонта за счет более эффективного планирования и проведения работ, а также к более качественному проведению работ, поскольку оценивается не только общее количество отремонтированных скважин, но и результат - прирост дебета. Данные KPI соответствуют стратегическим задачам компании по снижению затрат и повышению добычи и находятся под контролем структурного подразделения, т.е. оно может на них повлиять.
Пример 2. Машиностроительное предприятие.
Структурное подразделение: Департамент снабжения и логистики.
Для данного предприятия основными стратегическими задачами являются снижение себестоимости производимой продукции и сокращение количества дней производственного цикла. Для департамента снабжения и логистики устанавливаются те KPI, которые отражают специфику предприятия в целом и данного департамента в частности. Департамент отвечает за непрерывное обеспечение процесса производства комплектующими и за поддержание необходимого уровня запасов на складе. Любой сбой в процессе снабжения приводит к простою производства. С другой стороны, увеличение запасов комплектующих на складе отвлекает оборотные средства.
Для оценки эффективности работы данного департамента можно предложить следующие KPI:
- Среднее время от размещения заказа до получения комплектующих (соотношение план - факт), дни.
- Среднее время простоя производства по вине снабжения, часы.
- Количество дней в цикле оборачиваемости материалов (соотношение план - факт).
- Соотношение стоимости запасов на складе к объему производства (соотношение план - факт), рубли.
Данная структура KPI позволяет отследить эффективность планирования потребностей производства в материалах и комплектующих, а также гарантирует, что это не будет сделано за счет создания избыточных запасов на складах.
Источник: hr-portal.ru