Настоящий раздел рекомендаций разработан с учетом опыта западных компаний, использующих подходы к управлению, основанные на принципах создания и управления их стоимостью (Value-Based Management, VBM). Здесь рассмотрены показатели, которые помогают компаниям сориентироваться в постоянно меняющейся экономической среде и строятся, как правило, на основе финансовой (как внутренней, так и внешней, рыночной) информации. В частности, они могут помочь компании выявить ключевые факторы повышения стоимости принадлежащего акционерам (собственникам) капитала, перестроить функции оперативного контроля и планирования для обеспечения эффективного управления деятельностью отдельных подразделений и компанией в целом, а также в полной мере использовать современные подходы к повышению эффективности корпоративного управления.
В разделе раскрываются некоторые показатели оценки деятельности менеджмента по созданию и увеличению стоимости компании, а также рассматриваются проблемы и задачи, которые потребуется решать при внедрении системы управления на основе стоимости.
В целях настоящих рекомендаций под системой управления на основе стоимости (VBM) понимается подход компании к управлению, обеспечивающий эффективную увязку ее стратегии, используемой системы измерителей и осуществляемых операционных процессов для целей максимизации своей стоимости, фокусируя в процессе принятия управленческих решений все внимание на ключевых факторах создания и управления стоимостью компании.
В настоящее время концепция управления на основе стоимости, а также подходы к оценке эффективности деятельности компании исходя из способности менеджмента эффективно управлять ресурсами компании (что способствует повышению стоимости компании / собственного (акционерного) капитала компании) получают все большее распространение.
С другой стороны, необходимо также подчеркнуть недостаточность использования показателей эффективности деятельности компаний, строящихся только на основе данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, для внутренних целей управления организацией. Такие показатели не учитывают долгосрочные цели развития компании, ориентируясь на результаты ее деятельности за отдельно взятый (прошедший) период (квартал, год). Их использование в качестве базы для принятия управленческих решений во многих случаях мотивирует менеджеров делать необоснованные в долгосрочном разрезе выводы, приводит к неэффективному использованию инвестиционных возможностей. Так, например, существенное снижение расходов на рекламу позволит в текущем году улучшить показатели доходности деятельности. Однако в долгосрочной перспективе такая политика может привести к сокращению клиентской базы, уменьшению выручки компании, что в конечном итоге может обусловить снижение рыночной стоимости компании и ее привлекательности для инвесторов и кредиторов.
Существует несколько концепций в отношении управления деятельностью компании и оценки результатов ее деятельности:
- традиционный подход на основе данных бухгалтерского учета;
- подход к управлению на основе создаваемой стоимости;
- подход к управлению на основе учета интересов всех сторон, заинтересованных в результатах деятельности организации.
В настоящем разделе рекомендаций затрагиваются все три подхода, но основное внимание уделяется управлению на основе создания стоимости, поскольку в корпоративных отношениях типа «принципал-агент» основной целью деятельности компании является повышение благосостояния ее акционеров. Данная предпосылка не означает, что все другие участники корпоративных отношений (такие, как сотрудники, заказчики, поставщики и общественность) при этом игнорируются. Наоборот, в компаниях, где реализуется стратегия, направленная на повышение их стоимости для акционеров, обеспечивается баланс интересов всех участников системы корпоративных отношений.