Анализ большинства стратегических проблем предприятия показывает, что корни обычно упираются в персонал предприятия.
Очевидно, что достижение стратегии и управления персоналом тесно связано. Это наглядно показывает опрос, проведенный среди 968 американских компаний.
Факторы |
Не определены (отсутствует формальная процедура оценки) |
Субъективная /интуитивная оценка |
Формальная процедура оценки |
Затраты на текучесть кадров |
43.7% |
43.1% |
13.1% |
Затраты на замену персонала |
38.2% |
48.8% |
13.0% |
Экономическая выгода для организации от каждого сотрудника |
67.4% |
26.6% |
6.0% |
Издержки оппортунистического поведения персонала (прогулы, курение) |
48.3% |
38.2% |
13.5% |
Экономическая выгода от разработки качественных тестов, используемых при отборе персонала |
79.4% |
17.1% |
3.5% |
Экономическая выгода от проведения тренингов различного уровня |
47.2% |
46.5% |
6.3% |
Экономическая выгода от дополнительного набора персонала |
57.3% |
35.4% |
7.3% |
Экономическая выгода от повышения удовлетворенности работой, приверженности организации, и отношения к работе |
54.9% |
42.3% |
2.8% |
Экономическая выгода от высокого, среднего и низкого уровня эффективности на каждом конкретном рабочем месте. |
54.2% |
39.7% |
6.1% |
Анализируя результаты проектов по построению сбалансированной системы показателей можно выделить следующие проблемы управления персоналом, которые встречаются у большинства компаний:
- Невысокая производительность труда
- Неэффективная система управления
- «Смена поколений»
- Потеря «идеологии»
- Отсутствие на рынке квалифицированного персонала
- Технологии «управления кадрами», а не «развитием персонала» или отсутствие технологий
Для решения этих задач на уровне стратегической карты всей компании ставятся цели:
Как правило решением этих задач занимается одно из самых стратегически важных подразделений - служба управления персоналом.
Очевидно, что ее стратегия должна быть связана со стратегией всей компании.
Основными методами, применяемыми подразделениями по управлению персоналом являются:
- Планирование человеческих ресурсов
- Децентрализация
- Отбор
- Автономия
- Социализация / адаптация
- Командная работа
- Обучение
- Статус и безопасность
- Оценка
- Возможности карьерного роста в компании
- Вознаграждение/ компенсация
- Коучинг
- Организационный дизайн
- Формальные процедуры
- Участие
При этом существует связь между показателями деятельности предприятия и показателями управления персоналом.
Финансовые показатели |
Показатели эффективности |
Показатели управления персоналом |
ROI, ROA, ROE, ROS, Объем продаж, доля рынка, рост, прибыль, рыночная стоимость |
Производительность, качество продукции /услуг, удовлетворенность клиентов, объем НИОКРк |
Удовлетворенность персонала, мотивация, текучесть кадров, психологический климат, участие, доверие, лояльность, безопасность, приверженность, намерение уйти из компании |