KPI & Balanced Scorecard

Ключевые показатели эффективности и сбалансированная система показателей

Сбалансированная система показателей: от теории к практике (Н.Стихова)
in
Оригинал статьи из корпоративного журнала корпорации "Эконика"

В корпорации «Эконика» завершен первый этап (2005 год) разработки сбалансированной системы показателей (ССП) – сформирована первоначальная ССП для корпорации и трех основных дочерних компаний: «Эконика-Обувь», «Эконика-Техно», СИТИ XXI век.

Разработаны Стратегические карты (СК) и ССП корпорации на долгосрочную (2012), среднесрочную (2008) и краткосрочную (2006) перспективы; СК и ССП дочерних компаний - на среднесрочную (2008) и краткосрочную (2006) перспективы. Обеспечено стратегическое соответствие ССП корпорации и дочерних компаний на основе использования единых методологических подходов, включения в ССП дочерних компаний корпоративных («сквозных») целей и показателей, отражающих общие корпоративные стратегические цели.

Краткосрочные стратегические цели и показатели компаний каскадированы на уровень подразделений дочерних компаний и служб управляющей компании корпорации – сформированы цели и целевые показатели подразделений и служб. Коэффициент разработки ССП подразделений в управляющей компании составил 100% (план 100%), в компании СИТИ XXI век - 92% (план – 80%), в компании «Эконика-Обувь» - 82% (план – 60%), в компании «Эконика-Техно» - 33% (план – 60%). Сформированы индивидуальные цели и личные системы показателей отдельных руководителей высшего уровня управления в УК.

Обеспечена высокая вовлеченность топ-менеджеров компаний корпорации в процесс разработки Стратегических карт и Сбалансированной системы показателей (70-100%).

Во всех компаниях сформированы документы по распределению и закреплению ответственности в процессе разработки и внедрения Сбалансированной системы показателей в систему стратегического управления компаний на 2006 г. Сформированы требования к управленческому учету показателей ССП, проведена доработка учетных систем. Определен перечень необходимых программ реализации стратегических целей компаний и начата их разработка.

С января 2006 года осуществляется внедрение первоначальной ССП в систему стратегического управления: ведется учет показателей ССП, формируются отчеты по ССП, проводится обсуждение результатов реализации стратегических целей на заседаниях стратегического комитета и стратегических сессиях корпорации.

Отчетность по ССП Корпорации и служб УК формируется ежеквартально в регулярном режиме. Формирование отчетности по ССП дочерних компаний начато только в 2006 г., в рабочем режиме сформированы ежеквартальные (СИТИ XXI век, Эконика-Обувь») отчеты по ССП, идет подготовка к формированию отчета за 1-е полугодие 2006 г.

Анализ первоначальной Сбалансированной системы показателей компаний и подразделений, а также опыт ее внедрения в компаниях корпорации в 1-м полугодии 2006 г. свидетельствует о том, что не все принципы построения ССП реализованы в полном объеме. По всем компаниям отмечено превышение рекомендованного количества целевых показателей, в ССП в ряде случаев включены дублирующие и второстепенные показатели. ССП отдельных подразделений включает показатели, характеризующие не стратегические, а оперативные (текущие) направления деятельности.

Первоначальная ССП характеризуется превышением отсроченных показателей результатов над опережающими показателями факторов достижения, что может затруднить реализацию стратегических целей компаний корпорации.

На эти моменты необходимо обратить внимание при формировании ССП компаний и подразделений корпорации в 2006 г.

Этап работ 2006 года, помимо внедрения первоначальной ССП, предусматривает формирование СК и ССП корпорации и трех основных дочерних компаний на долгосрочную (2012), среднесрочную (2009) и краткосрочную (2007) перспективы. Уже подготовлены проекты Стратегических карт и ССП 2012 г. компаний СИТИ XXI век, «Эконика-Обувь», ведутся работы над СК и ССП 2012 компании «Эконика-Техно»; разработаны «сквозные» цели и показатели ССП на 2012, 2009-2007 гг.

Показатели ССП дочерних компаний 2007 г. будут каскадированы на все подразделения компаний. Формирование индивидуальных целей и личных систем показателей руководителей высшего уровня управления будет продолжено.

Содержание этапа работ 2006 года уточнено по сравнению с представленным в корпоративном журнале № 18, 2005, стр. 11 (см. Таблицу 1). В систему ССП будут включены компании «Мосзарубежстрой», «Анима-шуз» и «Эликоника».

Особенностью этапа работ по ССП 2006 года является тот факт, что разработка Сбалансированной системы показателей осуществляется в условиях формирования бизнес-стратегий дочерних компаний (на этапе 2005 года в регулярном режиме формировались только маркетинговые стратегии дочерних компаний, что накладывало известные ограничения на формирование ССП). Это позволит логически правильно выстроить систему стратегического управления компаний корпорации, повысить качество, взаимно обогатить и процесс разработки стратегии, и процесс формирования Сбалансированной системы показателей компаний корпорации.

сбалансированная система показателей
Наталья Стихова,
зам. руководителя ССПК