1.2. Методы измерения стоимости, создаваемой для акционеров (собственников), и факторы, влияющие на эту стоимость
В целом модели, позволяющие руководству компании и ее акционерам измерить результаты создания стоимости, можно условно разделить на три основных категории.
- Первая категория включает модели, основанные на внутренней или учетной информации, которые используют данные бухгалтерского учета, такие как прибыль или потоки денежных средств компании.
- Во вторую категорию показателей входят модели, которые базируются на внешней или рыночной информации (т.е. на данных фондового рынка). Эти модели основываются на информации о ценах акций компании и/или дивидендов. Этим моделям отдают предпочтение акционеры (собственники) компаний, поскольку показатели, рассчитываемые в рамках этих моделей, условно можно назвать показателями создания их благосостояния.
- В третью категорию входят смешанные или комбинированные модели, которые используют комбинацию внешних и внутренних источников информации. В них входят показатели, для определения которых требуются данные как внутренней отчетности, так и фондового рынка.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день не существует ни одного абсолютно бесспорного метода оценки стоимости компаний и оценки эффективности деятельности менеджмента по созданию дополнительной стоимости, поскольку каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки. Выбор показателей оценки стоимости для целей управления зависит от ряда параметров (таких, как простота и точность, способность руководства понимать показатели и управлять ими), а также сложности их внедрения.