KPI & Balanced Scorecard

Ключевые показатели эффективности и сбалансированная система показателей

1.5. Стоимость компании

Нельзя забывать, что акционер может рассматривать компанию не только как источник получения дивидендов, но и как принадлежащее ему имущество в виде акций этой компании, которые он сможет продать по цене, превышающей цену их приобретения. Для того, чтобы оценить стоимость компании с точки зрения потенциального покупателя ее акций, необходимо учитывать множество факторов, таких, например, как:

  • рыночная стоимость акций компании;
  • балансовая стоимость чистых активов компании (активы за вычетом обязательств);
  • структура активов и обязательств компании;
  • чистая прибыль за отчетный период;
  • выплачиваемые дивиденды;
  • эффективность деятельности компании;
  • имидж компании на рынке; и др.

Комбинацию всех этих факторов, выраженную в денежной оценке, можно назвать стоимостью компании в широком значении этого слова. Для различных компаний/людей приоритетное значение имеют разные факторы. И в зависимости от того, какому из факторов отдается приоритет, может меняться оценка компании. Кроме того, вариантов стоимости может быть очень много (рыночная стоимость, балансовая стоимость и т.д.).

При продаже компании для оценки будет использоваться одна из этих стоимостей (или их комбинация), но если акционер не собирается продавать компанию, то для оценки происходящих в ней изменений ему будут полезны оценки, базирующиеся на изменении стоимости компании за определенный период, а не на ее статической оценке.

Для оценки стоимости компании можно использовать два подхода, которые мы рассмотрим ниже: на основе полученной прибыли (согласно данным бухгалтерского учета) или исходя из фактических и прогнозных данных о потоках денежных средств.