Рыночная стоимость компании (или ее рыночная капитализация) может быть определена как суммарная рыночная стоимость ее акций, котирующихся на рынке. С точки зрения акционера, который собирается получить доход путем продажи акций компании, именно эта оценка является самой главной. При этом на изменение стоимости компании будут влиять как экономические факторы (такие, как прибыль, выплачиваемые дивиденды, балансовая стоимость компании), так и другие, например, политические факторы. Рынок реагирует на любую информацию, которая так или иначе влияет на оценку стоимости компании. Это справедливо в отношении как макроэкономических изменений (например, информация о начале войны или ожидаемой засухе), так и микроэкономических факторов (например, получивший широкую огласку скандал, связанный с деятельностью руководства компании). Ставшая доступной информация подобного характера может мгновенно изменить оценку стоимости компании рынком, и ее акции могут упасть в цене в несколько раз.
Управление компанией с точки зрения увеличения ее рыночной стоимости, как правило, предусматривает большое количество информационных воздействий на рынок, включая эффектные способы представления информации о результатах деятельности компании за конкретный период. Однако часто бывает так, что представляемая информация не соответствует реальному положению дел в компании, если возросшие прибыли являются результатом бухгалтерских манипуляций или действий руководства, направленных на краткосрочную перспективу. Такое управление часто вступает в противоречие с долгосрочными целями компании, а также может привести к конфликту между акционерами и руководством компании, так как последнее мотивировано более на достижение успехов "на бумаге", чем в реальности. Последствия такого "управления" видны на примере последних скандалов, произошедших в США в 2002 году (Enron, WorldCom и другие компании).
Поэтому для оценки изменения стоимости компании лучше использовать другие показатели, которые отражают реальные процессы, происходящие в ней, а не эффектное представление информации о них на рынке.
Показатели создания стоимости основаны на значении курсов акций и подразумевают, что курс акций отражает ожидания рынка в отношении будущих показателей создания компанией стоимости. Изменение курсов акций с последующим изменением добавленной рыночной стоимости автоматически определяет результаты деятельности руководства компании по созданию стоимости. Однако ряд ключевых факторов не позволяет использовать курс акций в качестве единственной меры результата создания стоимости.
Во-первых, всеобщий уровень цен на фондовом рынке может меняться в силу условий макроэкономического характера (например, при регулировании процентных ставок), которые оказывают влияние на курсы всех акций. Подобные изменения не будут иметь отношения к способности менеджмента увеличивать стоимость компании.
Во-вторых, конъюнктура рыночных цен на продукцию, производимую компанией, также может оказывать существенное влияние на величину рыночной капитализации (особенно для добывающих отраслей), независимо от предпринимаемых менеджером усилий по повышению стоимости.
Третьей проблемой показателей, определяемых на основе данных фондового рынка, является невозможность идентификации показателя создания стоимости для отдельных подразделений и организационных единиц (структурных подразделений). Рыночная цена отражает ожидания рынка от действий руководства в отношении деятельности всей компании, но ее нельзя использовать для определения стоимости отдельных подразделений, результаты создания стоимости которых могут сильно отличаться друг от друга, вследствие чего сложно построить систему мотивации, отражающую вклад отдельных подразделений компании в процесс создания стоимости.
Рыночная капитализация компании рассчитывается по формуле:
Рыночная капитализация = Рыночная стоимость акции х Количество акций, находящихся в обращении
Уставный капитал компании "Светоник" был разделен на 1000 акций, соответственно рыночная капитализация в 2001-2004 годах составила:
Показатель |
Текущий |
Период прогнозирования, |
Следующий |
|||||
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЫНОЧНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ |
|
|
|
|
|
|
||
|
Количество акций |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
|
|
Прибыль на акцию (EPS) |
1,40 |
1,72 |
2,06 |
2,45 |
2,89 |
3,41 |
|
|
Дивиденды на акцию |
0,40 |
0,43 |
0,47 |
0,50 |
0,54 |
0,59 |
|
|
Рыночный курс акций |
8,08 |
8,72 |
9,42 |
10,17 |
10,99 |
11,87 |
|
|
Рыночная капитализация |
8077 |
8723 |
9421 |
10175 |
10989 |
11868 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|