KPI & Balanced Scorecard

Ключевые показатели эффективности и сбалансированная система показателей

2. Описание компании

Мы уже привыкли к тому, что тротуары и пешеходные улицы во многих городах покрывают не асфальтом, а тротуарной плиткой, сделанной из декоративного бетона. Многообразие конфигураций и богатая цветовая гамма делают тротуарные плитки очень популярными, а высокая морозостойкость и износостойкость обеспечивают многолетний срок службы даже в условиях города. Растущий спрос на тротуарную плитку и увеличение количества муниципальных проектов и послужило основной идеей создания рассматриваемого холдинга, деятельность которого начиналась еще в начале 1990-х годов с небольшого магазинчика с романтичным названием «Дорожка», торгующего строительными материалами на окраине Москвы. К концу десятилетия фирма превратилась в крупного дистрибьютора тротуарной плитки с обширной сбытовой сетью. В 2000 году было принято решение приобрести один из заводов по производству тротуарной плитки в поселке Сафроново, с которым фирма работала ранее. Все предприятия были преобразованы в холдинг, для управления которым была учреждена управляющая компания.


Рисунок: Как производится плитка

Одной из многих проблем «Тротуара» является трудность мониторинга долгосрочного развития компаний, входящих в холдинг, то есть отсутствие или недостаточная эффективность механизма контроля над выполнением стратегического плана. Владельцы и руководители высшего звена компании пытаются предвидеть ситуацию на несколько ходов вперед, они представляют цели развития своего бизнеса в долгосрочной перспективе и стратегию их достижения. Однако проблема состоит именно в отсутствии инструмента, позволяющего отслеживать выполнение стратегии во всей ее полноте.

Подходящим инструментом для решения этой задачи могла бы стать сбалансированная система показателей, которая позволяет руководителям использовать в качестве ориентиров для развития и управления компанией не только классические финансовые показатели, но и такие важнейшие составляющие любого бизнеса, как отношения с клиентами, бизнес-процессы, персонал. Таким образом, стратегия компании превращается в систематизированную, а главное понятную всем и каждому последовательность шагов и позволяет контролировать их выполнение на разных уровнях управления. Сбалансированная система показателей эффективности дает высшему руководству компании совершенно новый инструмент управления, переводящий видение компании и ее стратегию в набор сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития организации.

Используя Сбалансированную систему показателей, менеджеры могут управлять такими процессами, как перевод видения в стратегию, доведение стратегии до всех уровней системы управления, бизнес - планирование и распределение ресурсов, обратная связь, обучение и текущий мониторинг исполнения стратегии. Кроме того, они получают ответы на основные вопросы: за счет чего компания создает свою стоимость, какие процессы являются ключевыми в ее деятельности, каков уровень квалификации персонала и применяемых технологий, каково их соответствие выбранной стратегии, какие инвестиции нужно осуществить в развитие компании с целью достижения долгосрочных целей организации.

Существует еще одна весомая причина, побуждающая компанию к внедрению BSC, это растущий интерес со стороны внешних кредиторов и инвесторов к информации, дающей представление и позволяющей сделать оценку будущего потенциала компании.