KPI & Balanced Scorecard

Ключевые показатели эффективности и сбалансированная система показателей

3.1. Обследование и ознакомление с предприятием

В начале проекта консультантов ознакомили с предприятием. При этом в первый день заместителем директора по экономике была проведена краткая лекция о структуре холдинга и его основных бизнес-процессах.

На семинаре было рассказано, что в «Тротуар-холдинг» входят следующие предприятия:

  • Управляющая компания «Тротуар-холдинг»
  • Сафроновский завод тротуарной плитки
  • Дистрибьюторская компания «Торговый дом Тротуар», обладающая своей дилерской сетью
  • Магазин стройматериалов «Дорожка», с которого начиналась компания, а сейчас он выступает в качестве лишь одного из дилеров в сети торгового дома.

Рисунок 1. Структура «Тротуар-холдинга»

Основной бизнес-процесс выглядит на первый взгляд достаточно просто: завод производит плитку, а торговый дом, как дистрибьютор, распространяет ее среди дилерской сети. В ближайшее время в холдинге были запланированы некоторые изменения, которые были подробно обсуждены во время проведения интервью и «мозговых штурмов» на следующих этапах проекта.

 

 

Рисунок 2: Как было устроено управление холдингомв момен проведения обследования

Например, в настоящее время рассматривается включение в группу также строительного предприятия, которое сможет заниматься укладкой тротуаров, а также создание магазина «Сафроновская плитка» на территории завода.

В первый же год после приобретения завода холдинг столкнулся с рядом проблем, которые существенно снижали эффективность работы вновь образованной структуры. Основными среди них являются::

  • Продажи заводом плитки напрямую покупателям, тем самым конкурируя с Торговым домом (для снятия этой проблемы было решено создать при заводе магазин)
  • Проблемы качества производимой продукции
  • Конфликт между продажей Торговым домом собственной продукции и плитки других производителей
  • Длительный процесс реорганизации взаимосвязей между предприятиями, входящими в холдинг

Большинство этих и других проблем были вызваны непонимание рядовыми сотрудниками стратегии развития холдинга, разработанной руководством.

Одной из причин, по которой завод был продан предыдущими владельцами, являлся кризис, который был вызван ориентацией завода на выпуск большой номенклатуры тротуарных плиток. Это требовало закупки определенных компонентов, что повышало стоимость плитки и делало цену высокой по сравнению с конкурентами.

Другая проблема заключалась в том, что завод не имел собственной сбытовой сети, а вся готовая продукция раскупалась лишь небольшим количеством компаний-посредников. Поэтому, еще одной стратегической задачей, поставленной пред холдингом, было создание эффективной системы взаимодействия между предприятиями, входящими в холдинг. Выполнение этой задачи потребовало ликвидировать некоторые факты, имевшиеся в первые месяцы существования холдинга, например, исторически плитка продавалась на заводе по ценам, которые были существенно ниже рыночных. И это создавало определенные проблемы. Например, в конце лета один из дилеров обратился с жалобой на то, что потенциальный покупатель плитки, узнав адрес завода, приехал на завод и приобрел крупную партию у завода напрямую, что лишило дилера его комиссии. Обиженный дилер пообещал вообще больше не работать с продукцией завода, и его с трудом удалось оставить в дилерской сети. Для предотвращения таких конфликтов в будущем, на территории завода планируется открыть магазин «Сафроновская плитка», который будет входить в холдинг на правах дилера и будет придерживаться цен, установленным Торговым домом. При этом заводу будет запрещено продавать свою продукцию другим покупателям кроме Торгового дома.

Территориальная распределенность предприятий, входящих в холдинг часто не позволяет достаточно подробно ознакомиться со всеми предприятиями, что может привести к непониманию консультантами специфики анализируемого предприятия.