ССП начала использоваться не только сама по себе, но также она нашла отражение в системе бюджетирования. Дело в том, что планово-экономический отдел предприятия давно использовали плановые показатели, но только некоторые из них соответствовали целям стратегического управления. Поэтому показатели разработанной ССП были введены в систему бюджетирования. Кроме того, сформулированная и описанная стратегия предприятия, помогла более правильно провести планирование на следующий год, так как учитывала весь комплекс мер по достижению стратегических целей.
В торговом доме «Тротуар» построение системы бюджетирования было решено провести таким образом, чтобы выполнение планов продвигало торговый дом к стратегической цели. Поэтому в систему было решено заложить финансовые стратегические показатели и построить бюджеты так, чтобы к концу года обеспечить достижение заданных значений этих показателей.
Проведя анализ, консультанты предложили следующие два варианта, которые различаются количеством стратегических показателей, закладываемых в систему бюджетирования. Первый вариант оказался более сложным для реализации.
- Вариант 1. Предполагается, что в качестве финансового показателя из ССП задан объем годовой прибыли.
- Вариант 2. В качестве стратегических показателей задаются объем годовой прибыли и объем продаж по товарным группам (в натуральном и стоимостном выражении).
Консультантами была разработана принципиальная схема формирования бюджетов, которая состояла из двух стадий:
- Первая стадия. Трансформация стратегических показателей в квартальные по объемам продаж в стоимостном и товарном разрезе и заполнение верхней части БДР.
- Вторая стадия. Составление и взаимоувязка месячных бюджетов. В простейшем случае месячные показатели определяются путем деления квартальных на три. Обычно рекомендует учитывать при переходе от квартальных показателей к месячным сезонность продаж и другие специфические моменты с помощью обработки накопленных внутри Компании статистических данных.
Основные этапы составления и взаимоувязки бюджетов (на месяц), при этом основной целью этапов 1-4 является согласование в целом планов продаж и закупок для достижения заданных показателей.
- Бюджет продаж заполняется итоговыми плановыми показателями (по товарным группам и рынкам), берущимися из БДР.
- Далее бюджет продаж конкретизируется по каждой товарной группе в структурных подразделениях. Здесь, например, расписываются продажи по заключенным договорам и выявляется расхождение их суммы с плановым показателем объема продаж. В зависимости от результата сравнения производится необходимая корректировка объемов продаж по потребителям. Оценивается дополнительное количество ресурсов по каждой товарной группе для выполнения плана продаж с учетом имеющихся ресурсов Компании по товарному балансу.
- Информация о требуемых закупках поступает в бюджет закупок и далее в товарный баланс.
- Для составления плана закупок производится работа с поставщиками ресурсов (согласовываются объемы, цены, виды платежа и сроки). Данная информация используется для формирования показателей плана закупок, товарного баланса и плана продаж по товарным группам.
- Сформированные бюджеты закупок и продаж поставляют информацию для формирования бюджета коммерческих расходов.
- Бюджет управленческих расходов составляется на основе статистических данных и является документом достаточно обособленным от других бюджетных форм.
- С учетом уточненных сведений (по управленческим и коммерческим затратам) корректируется БДР. На основе всей имеющейся информации формируется квартальный бюджет движения денежных средств (БДДС).
- Базой проектирования кредитного плана является (БДДС).
- После верстки кредитного плана окончательно корректируется БДР.
Интересно, что целевые значения ССП иногда немного завышены по сравнению со сценариями оперативного планирования, и обычно соответствуют «наилучшему» варианту развития ситуации.